Применение права как особая форма реализации права  

Применение права как особая форма реализации права

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Раскрывая понятие применения права, необходимо коснуться вопроса о реализации права, так как применение права является его формой. Под реализацией правапонимается фактическое осуществление субъектами права предписаний, содержащихся в правовых нормах.

В зависимости от характера действия субъектов выделяют следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение. Соблюдение права связано с реализацией правовых запретов, субъект должен воздержаться от совершения действий, которые запрещены нормами права. Данная форма носит пассивный характер, например, запрет нарушения субъектом уголовно-правовых норм, т. е. субъект не должен совершать разбоев, краж и т. д. Исполнение связано с реализацией юридических обязанностей, субъект обязан выполнять строго определенные законом действия, например, обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей или обязанность платить налоги. Использование связано с реализацией своих субъективных прав, например, каждый имеет право на образование. Субъект может реализовать данное право и пойти учиться, скажем, в колледж, а может и воздержаться от реализации, и пойти работать на предприятие. Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Применение праваотличается от предыдущих и является особой формой реализации. В большинстве случаев реализация права происходит без участия государственных органов. Субъекты права добровольно, без принуждения вступают в правоотношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты, однако, возможны ситуации, при которых необходимо вмешательство государства. Именно в этих ситуациях и используется применение права. Например, при заключении сделки купли-продажи одна из сторон не выполнила своих обязательств и не передала в установленный срок определенную сумму денег. Другая сторона может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, и уже на основании судебного (властного) решения будет разрешен данный спор.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда:

· субъекты самостоятельно без помощи государственных органов не могут реализовать свои права и обязанности;

· имеется спор по поводу юридического факта: требуется определить, в какой момент возникло право или прекратилась юридическая обязанность (например, в случае утраты договора или завещания);

· требуется государственное принуждение;

· необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (например, назначить день проведения выборов).

Для применения права характерны следующие признаки:



· осуществляется компетентными специально уполномоченными субъектами, обладающими властными полномочиями;

· носит индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности);

· правоприменительные действия последовательны и происходят в строго определенном процессуальном порядке;

· результатом выступает правоприменительный акт.

Таким образом,применение права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм[16].

В научной литературе многие авторы выделяют два вида правоприменительной деятельности – правоохранительную и оперативно-исполнительную. Последняя имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид организации исполнения веления права. Правоохранительнаядеятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям. Например, принесение прокурором протеста на судебное решение[17].

Применение права – это сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. Традиционно, в юридической литературе принято выделять три основные стадии применения права:

· Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела.

· Вторая стадия – установление юридической оценки фактических обстоятельств дела или ее еще называют стадией юридической квалификации.

· Третья стадия – принятие правоприменительного решения и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной.

На первой стадии установления фактической основы дела исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Это, во-первых, юридические факты, т. е. обстоятельства, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, и, во-вторых, факты, имеющие значение для выработки оптимального решения в пределах применяемой нормы. Юридические факты составляют фактическую основу правоприменительного решения. Их наличие или отсутствие предопределяет решение юридического дела по существу. Установление фактических обстоятельств дела может осуществляться правоприменительным органом как непосредственно, так и путем доказывания. При непосредственном установлении фактических обстоятельств правоприменитель сам, непосредственно воспринимает те или иные обстоятельства юридического дела. Например, контролер непосредственно устанавливает факт безбилетного проезда пассажира в общественном транспорте или инспектор ГИБДД непосредственно устанавливает факт превышения скорости водителем автотранспорта. Следует отметить, что непосредственное установление фактических обстоятельств в правоприменительной деятельности – явление достаточно редкое[18]. Как правило, установление фактических обстоятельств юридического дела осуществляется путем доказывания при помощи юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, очевидцев, документов и т. д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимостиозначает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношения к данному делу. Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, исходящие от свидетеля, если он не может указать источник своей осведомленности. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда.

Вторая стадия юридической оценки фактических обстоятельств дела включает в свой состав целый ряд связанных между собой действий. К ним относятся:

1) выбор правовой нормы, подлежащей применению к установленным фактическим обстоятельствам;

2) проверка подлинности и юридического действия данной правовой нормы;

3) проверка правильности текста, в котором выражена эта правовая норма;

4) уяснение смысла данной правовой нормы;

5) собственно правовая квалификация.

Таким образом, на данной стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт права, регулирующие данное общественное отношение, определяет норму права, которая может быть применена в конкретном случае, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

Третья стадия – это стадия принятия решения по делу. Как уже отмечалась ранее, она является основной, именно здесь осуществляется собственно правоприменение. В рамках данной стадии правоприменительного процесса решается исход дела. Заключительным итогом третьей стадии является принятие правоприменительного акта, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Акт применения права – это решение (правовой акт) компетентного правоприменительного органа по конкретному делу, носящее индивидуальный характер и подкрепленное мерами государственного принуждения.

Правоприменительным актам присущи следующие характерные черты:

· издается специально уполномоченными компетентными правоприменительными органами и должностными лицами;

· носят индивидуальный характер, т. е. персонифицированы и адресованы определенному кругу лиц;

· действуют однократно (например, приказ об отчислении определенного студента из учебного заведения будет действовать один раз, повторное его применение в отношение этого же лица недопустимо);

· реализация правоприменительных актов обеспечивается мерами государственного принуждения.

Все акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает в себя следующие моменты:

· соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности;

· строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.;

· правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

· вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями указанными в применяемой норме.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Норма права, как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения, но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией[19].

Правоприменительные акты оформляются по правилам юридической техники, поскольку эти акты обязательны для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. Акт применения права состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу, подписи соответствующих лиц, необходимые печати.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется конкретное решение по делу, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Акты применения права, как и нормативные правовые относятся к правовым актам. Вследствие чего они обладают определенными общими чертами. К ним можно отнести следующие:

· оба акта имеют установленную законом форму и являются официальными документами;

· издаются специально уполномоченными компетентными государственными органами;

· обязательны для исполнения;

· подкрепляются мерами государственного принуждения.

Помимо указанных сходств акты применения права и нормативные правовые акты имеют существенные различия:

· нормативные правовые акты издаются правотворческими органами, а акты применения – правоприменительными органами;

· нормативные правовые акты носят общий характер, т. е. распространяются на индивидуально-неопределенный круг лиц, а акты применения права персонифицированы и носят индивидуальный характер;

· в отличие от нормативных правовых актов, которые действуют неоднократно, правоприменительные акты, рассчитаны на единичный случай;

· нормативные правовые акты содержат нормы права, а акты применения – создаются на основании этих норм;

· нормативные правовые акты всегда имеют письменную форму, а правоприменительные акты, помимо письменной, могут приниматься и в устной форме или форме жестов (например, устное распоряжение директора колледжа или жест регулировщика дорожного движения).

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. В зависимости от способа выражения правоприменительного решения акты делятся на акты-документы, акты-действия (удаление свидетеля из зала суда) и акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).

2. В зависимости от способа принятия акты могут быть коллегиальными или единоличными.

3. В зависимости от характера регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на правоохранительные и исполнительные (их еще называют регулятивными) акты. Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением (например, приказ о зачислении в колледж, указ о награждении). Правоохранительные издаются в профилактических целях и для охраны норм права от возможных правонарушений (например, судебное решение).

4. В зависимости от субъектов правоприменения выделяют акты государственных и акты негосударственных организаций. Акты государственных организаций в свою очередь можно подразделить на следующие акты: главы государства; представительных органов; исполнительных органов; судебных органов; контрольно-надзорных органов; следственных органов; государственных учреждений и предприятий. Среди актов негосударственных организаций можно выделить акты: органов местного самоуправления; общественных организаций; негосударственных учреждений и предприятий.

5. В зависимости от юридической природы акты могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).

6. В зависимости от характера акты подразделяются на материальные и процессуальные. К материальным относятся акты, применяющие нормы материального права (например, решение суда по гражданскому делу), к процессуальным – нормы процессуального права (постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого).

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер и входит в сферу правового регулирования, но при этом норма права, которая бы регулировала данный вид отношений – отсутствует. В данном случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.

Пробел в законодательстве – это отсутствие конкретной нормы, необходимой для урегулирования возникших отношений, входящих в сферу правового регулирования.

Пробелы в законодательстве возникают в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем либо из-за упущений правотворческого органа при разработке и принятии закона. Самый очевидный способ устранения пробела это принятие представительным органом государственной власти новой нормы, которая урегулировала бы данные отношения, но, как известно данный процесс растянут во времени и может затянуться надолго. Дабы избежать подобного рода трудностей, законодатель наделяет (предоставляет возможность) правоприменительный орган правом преодолеть пробел путем применения права по аналогии при решении конкретного юридического дела. Существуют два способа применения права по аналогии – это аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к неурегулированному отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. При отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, необходимо отыскать норму, которая регулирует сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и будет использоваться в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем, так в п. 1 ст. 6 ГК РФ указано, что в случаях, когда «отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

Аналогия права – это применение к не урегулированному отношению, общих идей, начал и смысла законодательства. Аналогии права применяется лишь в тех случаях, когда использовать аналогию закона невозможно, т. е. при обнаружении пробела в законодательстве отсутствует норма, регулирующая сходные отношения.

Под общими идеями, началами и смыслом законодательства понимаются принципы права. При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Так, в п. 2 ст. 6 ГК РФ закреплено: «При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости». В результате применения права по аналогии пробел в праве восполняется или преодолевается, но не устраняется. Устранить его может только законодатель.


4218931769019583.html
4218996266347464.html
    PR.RU™