Понятия, методы и модели возрастной психогенетики.  

Понятия, методы и модели возрастной психогенетики.

123

Главное понятие психогенетики развития - «генетическое изменение» - характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяется два аспекта:

- связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтогенеза.

- насколько связаны между собой генетические компоненты дисперсии признака в разных возрастах.

В первом случае используется метод возрастных срезов, что обеспечивает выделение возрастных различий в наследуемости признаков. Однако высокая наследуемость признака в разных возрастах ничего не говорит о том, разные или одни и те же гены обеспечивают этот эффект. Поэтому проводится лонгитюдное исследование, в котором определяется корреляция между генетическими компонентами дисперсии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуемых. Этот способ дает возможность оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных преобразований, а также установить, насколько связаны между собой генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариативности признака в разные периоды. Иначе говоря, для того чтобы судить о преемственности или стабильности генетических и средовых влияний, необходимо лонгитюдное исследование близнецов или сибсов, которое позволит установить степень связи между генетическими компонентами и средовыми компонентами фенотипической дисперсии признака.

Т.о. полная схема исследования в психогенетике развития включает эмпирическое исследование и наследуемости, и генетических корреляций. Сама по себе высокая наследуемость признака, полученная в разных возрастах, ни в коей мере не свидетельствует о стабильности генетических влияний.

По представлениям Пломина, эти две переменные – наследуемость и степень генетической общности, определяемая величиной генетической корреляции, - относительно независимы и могут образовать разные варианты сочетаний.

Модели психогенетики развития.

А


Младенчество Зрелость Младенчество Зрелость

В

Младенчество Зрелость Младенчество Зрелость

С

Младенчество Зрелость Младенчество Зрелость

- генетическая вариативность

Модель А.

Наследуемость признака с возрастом может оставаться неизменной (левый столбик) или возрастать (правый), но независимо от этого генетической преемственности при этом не обнаруживается, т.е. генетические эффекты в раннем возрасте и зрелости абсолютно не связаны между собой.

В моделях В и С допускаются варианты частичной (В) или полной (С) генетически опосредованной преемственности в формировании признака.



Модель С – амплификационная модель реализация генетических влияний в онтогенезе предполагает, что с возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуально устойчивых способов переработки информации, возрастает наследуемость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генетическая корреляция, т.е. генетические эффекты, действовавшие в младенчестве, высоко коррелируют с генетическими эффектами в зрелости.


4223411023743796.html
4223466168680155.html
    PR.RU™